Каталог товаров и услуг
Добавьте свою организацию, товары и услуги в каталог компаний Мирного.
Подробнее
Сервисы ЖКХ
На нашем портале вы можете найти свою управляющую компанию, отправить в УК показания счетчиков и посмотреть информацию о любом жилом здании города.
Фото рядом
Наблюдайте за публикациями фото в соц. сетях поблизости! Найти нового друга теперь стало проще)

Патомский кратер – это одно из самых загадочных мест на планете. Он находится на склоне горы Патомского нагорья на севере Иркутской области в глухой тайге, примерно в 700 км от Мирного в Бодайбинскои районе в посёлке Перевоз. Местные якуты в своих легендах называют его «Гнездо огненного орла» и проклятым местом. А открыт он был Владимиром Колпаковым в 1949 году, другое его название «Конус Колпакова» Основной версией образования Патомского кратера было падение метеорита. Эта часть восточной Сибири словно притягивает различные небесные тела. Недалеко был Тунгусский, а в 2003 году прямо над Мамой пролетел, а потом рухнул в тайгу Витимский болид. Что известно на сегодняшний день о кратере? Объём – около 250 тыс. куб. м. Масса конуса – более 500 тыс. тонн. Длина осыпи вниз по склону – около 100 м. Максимальная высота над склоном – около 40 м. Диаметр вала кратера – 76-80 м. Глубина кольцевого рва – 12–30 м. Высота центральной горки – 9–12 м. Кратер (и в этом самая главная его уникальность) образован осадочными породами (известняками), что является нонсенсом. Все известные на планете кратеры сложены вулканическими породами – излившейся лавой. Экспедиция Мирнинского автоклуба «Медведь» к Патомскому кратеру была поддержана Русским географическим обществом и Мирнинским институтом геологии НИГП АК «АЛРОСА», что придало ей особый статус. Целью экспедиции было подняться на сам кратер, встретиться с местным населением, побеседовать с молодёжью, продемонстрировать клубные фильмы с целью популяризации автоспорта. По приезду в Перевоз необходимо было по заданию института и географического общества, произвести забор проб грунта и растительности на кратере, замерить радиационный фон, собрать фото и видео материалы, составить отчёт о проделанной работе, снять кратер с параплана.

Конечно, перед тем как отправиться в дорогу мы скоординировали маршрут, рассчитали расстояние, созвонились со всеми населёнными пунктами, через которое будем проезжать, подготовили буклеты и брошюры в подарок, детям – конфеты. Наш маршрут: Мирный – село Нюя (Ленский район) – посёлок Чапаево (Олёкменский район) – посёлок Мача (Олёкминский район) – посёлок Перевоз (Жуйское сельское поселение Бодайбинского района). В экспедицию снарядили три автомобиля УАЗ и шесть членов экипажа по два человека в каждой машине, прихватив с собой параплан.

Наша команда: руководитель проекта – Алексей Кныш, проводник проекта – Владимир Норкин, пилоты: Пётр Олейник, Евгений Колесников, Алексей Гадибиров ну и конечно Юра Зайцев (сьёмка с воздуха). В Нюе нас встретила главный специалист администрации МО «Нюйский наслег» Оксана Вебер с делегацией молодёжи на внедорожниках, будущих спортсменов-автомобилистов. Обменявшись телефонами и сделав фото на память, мы отправились дальше, навстречу к таинственному и загадочному кратеру. Спустя 40 км перед нами стали вырисовываться удивительные картины природной живописи – восхитительные пейзажи ледяного тракта, монументальное и величественное строение горных образований, поросших гривой ельника, вертикальные отвесы скалы уходили куда-то глубоко под лёд, а причудливые формы горных хребтов превращались в церквушки и рассыпались песчаником. Всё это оставило в памяти незабываемые впечатления о нерукотворных творениях, созданных рукой неведомого художника. Да, наш край, наша земля – одно из самых загадочных и красивых мест на планете!

Посёлок Чапаево нас встретил скромно. Ночлег мы найти не смогли, решили звонить в Мачу. Там дали «добро».

При подъезде к посёлку, на узком участке переезда на другую сторону Лены, мы не смогли разъехаться с застрявшем в снегу грузовиком Митсубиши Кантер и «поймали бровку». Пока вытаскивали из снежного плена друг друга, к нам на помощь подоспела «шишига» – легендарный ГАЗ-66, который, помогая нам, сам чуть не застрял.

Устроились на ночлег в трёхэтажном общежитии старательской артели «Витим», в здании с евроремонтом и собственной столовой. На территории базы находится баня, имеется мини хозяйство – теплица и свиноферма. Всем этим заведует человек, который нас встретил и поселил – Сергей Шкарупа. Спасибо ему огромное! Сергей Викторович выделил нам пятиместный номер на третьем этаже, распорядился поставить машины в тёплый бокс и сопроводил в столовую. После ужина мы пошли спать. Приятно снять обувь и вытянуться на кровати после долгой поездки. Утром, подкрепившись, сытые и отдохнувшие, мы продолжили путь. До посёлка Перевоз оставалось 150 км. Перевоз – это небольшой населённый пункт на реке Жуя, с количеством жителей около 900 человек. Глава Андрей Шиц. Встретил и расселил нас заведующий местного досугового центра Даниил Дубинчук. Загадочный кратер находится в 40 км от посёлка, и добраться туда зимой можно лишь на оленьих упряжках. Нам очень повезло, ведь всего в 12 км от Патомских гор оказалась стоянка местного оленевода Георгия Спиридонова, который согласился нас сопроводить к самому подножью. Путь к кратеру пролегал по притокам реки Жуя реке Хомолхо и ручью Джиболдо.

Проделав непростой маршрут по замёрзшим притокам рек, узким извилистым ручьям и речушкам, пробираясь среди отвесных стен осыпающегося песчаника, расчищая путь от поваленных деревьев, мы всё же добрались к назначенному месту. Среди глухой тайги разместилось хозяйство местного оленевода Георгия, в том числе невысокий, но широкий дом с двухскатной крышей без чердака, где живёт хозяин, его жена и сын-подросток. Внутри просторно и темно, и лишь небольшое пятно света от полиэтиленового окна освещает картину скромного быта. Слева печка, по центру большая кровать, справа обеденный стол у единственного окна, ничего лишнего, всё только самое необходимое. Во дворе хозяйственные постройки – склад, баня, загон для олений и туалет. Домашние олени мирно ходили по двору, любопытно рассматривали нас и принюхивались к нам. Весёлые и звонкие лайки приветствовали нас громким лаем. Перед выездом мы разделились на две группы, и было принято решение, что двое из нашей экспедиции поедут к кратеру на упряжках, а остальные останутся, чтобы помочь Юре взлететь на параплане, чтобы подлететь к кратеру и провести съёмку с воздуха. В дорогу дядя Гоша запряг три пары домашних ездовых оленей, к каждой паре привязал по одной нарте, связав их между собой. С собой он взял сына и племянника. Рядом бежали две жизнерадостные лайки, вот и вся наша команда. Собакам нравилось сопровождать нашу колону, они то и дело убегали вперёд, иногда плелись в хвосте, но всё же довольные, с высунутыми языками бежали за оленями, путаясь в их ногах. Временами они даже умудрялись запрыгивали к нам в нарты, по всей видимости, не желая мочить лапы в выступившей верховой воде, а может, просто, чтобы покататься. Было видно невооружённым взглядом, что прогулка для собак – это удовольствие, а вот про оленей такого сказать нельзя. Парнокопытные быстро выдыхались и сильно уставали, особенно когда приходилось идти по глубокому снегу или подниматься. Они скользили на льду, переходили с быстрого бега на галоп, поскальзывались, падали. Местами приходилось слазить с нарт и помогать им.

Конечно, мы делали остановки, чтобы отдохнуть и восстановить силы, после каждой передышки наша «шестёрка скакунов» резво срывались с места, оставалось только успеть запрыгнуть и крепко вцепиться во что-либо, чтобы не упасть с нарт и, как канатоходцу, сидящему на тросе, балансировать в этой узкой, и мало комфортабельной повозке без спинки. Мчась по неизведанной тропинке, взлетая и падая на трамплинах, мимо коряг и палок, задевая рукавами колючий кустарник, пряча лицо от веток, пригибаясь под поваленными деревьями, лавируя по извилистым берегам рек и тесным ущельям, сложенным из крошечных кирпичиков песчаника, вдоволь наевшись снега, летящего из-под копыт, гордо сжимая в руках геологическое оборудование и видео камеру, с ожиданием чуда мы приближались к заветной цели. Через полтора часа езды на оленьих упряжках, пред нами нарисовалась удивительная картина – странное белоснежное пятно на склоне одной горы. На Патомском нагорье всегда мало снега, поэтому отчётливо было видно какое-то образование, покрытое снегом, напоминающее огромное, гигантских размеров, гнездо. Загадочный холм – это и есть наша цель, наша конечная точка прибытия – «гнездо огненного орла», Патомский кратер или конус Колпакова. Как угодно его назови, но то, что это загадка природы, – однозначно!

Вот мы у подножья. Благо, сам кратер расположен не на самой вершине горы, а чуть ниже её середины – это радовало. Но не радовала глубина снега, которая была выше колена, а местами по пояс, и угол подъёма, который составлял примерно 30 градусов. Но идти надо. Подниматься тяжело и опасно, цеплялись за редко растущие деревья, а в отсутствии их, впивались пальцами в снег и в непонятной позе двигались дальше. Десять шагов – остановка, надо отдышаться, в безмолвной тишине отчётливо слышится пульс, одежда мокрая от пота, хочется пить. Ближе к вершине сильный ветер, который только усиливался.

По нашим подсчётам, время восхождения составило 45 минут. Не знаем, много это или мало, но все очень устали. Наконец-то мы на кратере! Что мы видим? Сам кратер в диаметре не больше 80 метров, внутри кратера, в центре идеально круглой формы, наполовину выступающий шар – «яйцо огненного орла». Довольно много снега. Растительности мало, почти нет, деревья не большие – преимущественно лиственница, берёза, кустарники. По краям кратера и на склонах хорошо виден серый известняк, слоящийся плитками. Ветер продувал насквозь, сковывая холодом промокшую одежду. Да, в такую погоду никакой параплан не поднимется. Жаль, что не получилось провести съёмку с воздуха, ведь в интернете нет ни одной фотографии зимнего кратера. Но взлетать в такой ураган – это самоубийство, Юра правильно сделал, что не стал рисковать, хотя пару раз пытался. По заданию Мирнинского института НИГП мы собрали пробы и образцы. Произвели фото и видео сьёмку. Идти назад было легче, но намного опасней, особенно в верхней части горы, где мало снега и нет деревьев, а под ногами гладкий камень, легко поскользнутся и сорваться со склона. Но всё обошлось. Мы благополучно спустились и добрались до оленьих упряжек, которые ждали у подножья.

По возвращению в Перевоз, в досуговом центре, нас тепло встречал весь коллектив во главе начальника управления культуры Бодайбинского района Елена Степановой. Мы в торжественной обстановке передали в память о нашем визите мраморную табличку, символизирующую туристическую точку наших экспедиций. Её нам обещали установить в знаковом месте посёлка. Надеемся, что она станет ещё одной достопримечательностью Перевоза. Также мы рассказали о своей миссии и презентовали клубные буклеты. Передали от Мирнинской Якутской общины подарки. После коллективного фото нас сытно накормили. Поблагодарив за радушный приём, не задерживаясь, выдвинулись в обратную дорогу. На часах полночь. Впереди всё тот же сложный путь. Но мы не унывали. Дорога домой всегда короче. Ведь миссия была выполнена! Мирнинский автоклуб «Медведь»

Как вам новость?
смешно
нравится
так себе
печально
я в шоке